Мотивационная профориентация

молодая девушка
Программа «Мотивационная профориентация» рассчитана на детей старше двенадцати лет.

Меня часто спрашивают, что такое мотивационная профориентация и чем она отличается от обычной профориентации. Как выбрать, какая профориентация подходит моему ребенку, или нужно вести ребенка на все программы?

Давайте разберемся

Существует много диагностических центров, предоставляющих услуги профориентации (при МГУ, при МГППУ и т.п.). Если вы придете в центр профессиональной профориентации, то главное, что вы там получите, это тесты. Тесты можно будет заполнить прямо там, скорее всего на компьютере с автоматической сиюминутной обработкой. Через 10 минут после заполнения у вас на руках уже будет результат: 5-10 бумажных страниц с графиками и описанием. Чаще всего там же будет психолог или иной специалист, который расшифрует вам графики, интерпретирует и расскажет результаты теста.

Что же измеряют тесты по профориентации и как они построены?

Чаще всего тесты, используемые в профориентации, направлены на выявление желаний и интересов ребенка. В тестах присутствуют такие вопросы как «что тебе больше нравится делать, кататься на лошадях или собирать Лего?». Если ребенок отметил галочкой «кататься на лошадях», то один бал падает в пользу профессии зоотехонолога, если «строить из Лего», то в пользу профессии строителя. Вопросов много, балов много, в какие-то профессии попадет 10 баллов, в какие-то 2, а в какие-то вообще не попадет ничего.

Поскольку перечислить все профессии невозможно, их слишком много, то и придумать вопросы для определения интереса к каждой профессии не представляется возможным. Поэтому профессии объединяют в группы. Это могут быть группы по разным признакам, например, гуманитарные и технические профессии. Или профессии, поделенные по признаку предмета работы: человек-природа-техника-образ-знаковая система. В графике вы увидите сколько баллов набрал ваш ребенок по каждому пункту. Если максимальное количество баллов будет в пункте «Техника», то консультант посоветует отдать ребенка в технический ВУЗ. Если же максимальное количество баллов будет в пункте «образ», то в художественную академию.

Успешность ребенка в профориентационных диагностиках исследуется косвенно. Ребенок заполняет анкету, где обязательно есть вопрос про оценки по предметам. И те предметы, по которым у него отлично, влияют на результаты профориентации (в зависимости от системы, которую использует этот центр тестирования, например, предметы могут быть так же разбиты на пункты: человек-природа-техника-образ-знаковая система). Скорее всего в результатах вы просто увидите, что именно ответил ребенок.

Что же касается способностей и задатков, тут большая черная дыра. К сожалению, никакой тест не может дать попробовать ребенку все профессии, чтобы посмотреть, что же у него лучше получится. Хотя, наверное, чисто теоретически можно было бы поставить такой эксперимент. Видимо именно эта идея вдохновила создателей таких площадок как Kidzania, Мастерславль и т.п. В Москве существует уже несколько площадок, где дети могут попробовать себя в разных профессиях. Это очень занимательно, но к профессиональной профориентации относится мало.

Сейчас разрабатываются диагностики «на воображение», когда ребенка просят представить, что он работает продавцом или автомехаником, спрашивают, как он себя чувствует в этой роли. Объясняют ему, какие задачи он должен будет решать, если выберет этот профессиональный путь.

Задачи, которые не решает обычная профориентация

Обычная профориентация не увеличивает знания о профессиях. Чаще всего знания эти у школьников очень скудные. По статистике студенты чаще всего покидают ВУЗы на третьем курсе, это тот момент, когда они понимают, что именно делают в выбранной ими профессии. Увеличивать эти знания нужно, надо говорить с детьми не только об их желаниях, но обязательно и о целях их будущей работы и о ее процессах.

Под целями понимается не «заработок денег» — это цели нанятого сотрудника, а цели именно работодателя, будь то частная компания или государственный орган. Строить дома, ловить рыбу, писать тексты, консультировать клиентов, писать ТЗ, администрировать системы и т.п. Фундаментальное понимание сути профессии, ее места в системе общества, и особенно конкретного города, в котором живет ребенок. Понимание нужности профессии — это основа мотивации к обучению.

Обычная профориентация не подбирает ВУЗы, в которые ребенку стоит попробовать поступить. А это собственно основной вопрос, который стоит перед родителями подростка. Для подбора ВУЗа необходимо понимать, где будет проживать семья следующие 5 лет. Нужно знать, какие предметы даются ребенку с легкостью, и баллы по каким предметам требуют в том или ином ВУЗе при поступлении. Желательно подобрать несколько ВУЗов с одними и теми же предметами, но с разным уровнем требований. Если вы разошлете результаты в пять разных по требованию ВУЗов, то у вас будет шанс поступить в несколько из них, чтобы потом была возможность сделать выбор.

Обычная профориентация не мотивирует и повышает тревожность. После получения результатов перед ребенком открывается страшный выбор: какие предметы учить, что сдавать? Верного ответа конечно тут нет, и быть не может, один и тот же человек прекрасно справится с двумя или даже тремя разными профессиями, если их правильно подобрать. Тем не менее, цена ошибки ребенку кажется ужасающей.

Тут возникает очень интересный эффект. С одной стороны, если у ребенка была мечта, и тест подтвердил, эту профессию, то и родители, и ребенок довольны. Во многом потому, что ответственность за выбор перенесли на профориентационный центр. Тревожность в семье понижается, выбираются ВУЗы, идет подготовка.

Однако если тест указал не на ту профессию, о которой думал ребенок, или дал два альтернативных варианта, то вопрос о выборе ВУЗа остается открытым. (На самом деле у ребенка всегда есть некое представление о его будущем, даже если он им не делится). Тогда ребенок понимает, что в таком сложном решении стоит опереться на мнение родителей, а может быть даже полностью переложить ответственность на них. И вот тут начинаются «пляски с бубнами». Потому что, решение-то уже есть, но ребенок ждет, что родители примут это решение, а родитель ждет решения от ребенка.

Мотивационная профориентация

Что же такое мотивационная профориентация и чем она отличается от обычной?

Я хочу начать с того, как появилась эта программа. Это было в 2002 году, когда я работала на подготовительных курсах в МГППУ. Ее разрабатывала я и мои коллеги психологи. С тех пор она конечно поменялась, добавились блоки с написанием резюме (этот файлик на рабочем столе, который дети ежегодно пополняют, очень повышает самооценку!), добавился большой блок подбора резюме реальных специалистов в выбранной профессиональной области и разбор их карьеры (тут повлиял мой десятилетний опыт в рекрутменте), ну и многое другое.

Сейчас эта программа предоставляется по SKYPE удаленно, но лично я люблю быть в контакте с ребенком и приезжаю к клиентам на дом. В программу входят три занятия, желательно, чтобы перерыв между ними был одну неделю. Начинаем мы со знакомства, установить контакт очень важно. Иногда мне доверяют такие секреты, которые даже не доверяют родителям.

Первый день мотивационный, мы говорим о том, где мы сейчас в своей жизни находимся, сколько уже прожили и сколько еще у нас впереди. Когда речь идет про время, я всегда стараюсь говорить не абстрактно, а конкретно. Шестнадцать лет, тридцать пять лет, пятьдесят шесть лет, мы пробуем путешествовать во времени. Я задаю специально разработанные вопросы, отвечая на них, ребенок рисует свое будущее. И когда оно нарисовано, то я начинаю делать шаги по временной шкале назад к настоящему, ведя ребенка за собой.

Тут наступает самый важный момент, я спрашиваю: а что ты должен сделать сейчас, чтобы в 30 у тебя была машина, семья, работа, дом (обычно описывают прекрасную жизнь, и это нам на руку!). Дальше мы пишем планы действий и разбираем их, есть специальные техники. Итог первого дня — это понимание того, куда мы хотим прийти, и как мы туда пойдем.

Второй день я провожу тесты, это обычные тесты, такие которые вы бы получили в любом другом центре профориентации. Поэтому, сходя на мотивационную профориентацию, нет смысла платить еще за обычную. Вы получите те же бумажки с графиками, и мы так же их обсудим. Обязательно определяю тип памяти и тип мышления. Часто слышу, что школьники, любящие геометрию, терпеть не могут алгебру и наоборот. Предпочитающим биологию, тяжело дается история, и наоборот. Мне важно, чтобы ребенку обучение в ВУЗе или колледже давалось легко, чтобы он получал от этого процесса удовольствие.

Если на первых двух днях я работаю с ребенком, то третий день я предпочитаю проводить вместе с ребенком и с его родителями. Во-первых, я рассказываю то, что мы уже сделали. Во-вторых, я рассказываю результаты тестов, которые ребенок заполнял в прошлый раз. В-третьих, я выясняю мнение родителей, ведь оно чрезвычайно важно. Некоторые мои коллеги смеются надо мной, но я всегда утверждаю, что родители знают этого человека уже 15-16-17 лет! И у них есть много информации о нем, почему же нам ее не использовать!?

Основа мотивации к обучению

Так получилось, что я 10 лет работала рекрутером и хорошо знаю как искать резюме и вакансии. К моменту разговора с родителями у меня уже имеется достаточное представление о ребенке, и я подбираю резюме реальных людей, работающих по интересующим нас профессиям. Мы смотрим как эти люди строили карьеру, где учились (ВУЗы, курсы). Детей очень мотивируют два одинаковых резюме, где один специалист зарабатывает, скажем, 30 000, а другой 55 000. При детальном рассмотрении оказывается, что один знает иностранный язык и его взяли в иностранную компанию, где платят больше, а второго не взяли, потому что английский у него плохой.

Обязательно составляем список компаний работодателей, в которых мы хотели бы работать. Смотрим их вакансии, читаем требования. Обращаем внимание на «легкий старт» в профессии. Ищем стажировки, в том числе зарубежные, много где стажерам платят за их работу. Может быть есть «школа юнных» как на факультетах МГУ или какие-то кружки в этой области. Тогда я рекомендую сходить и «пощупать» профессию. Ищем среди знакомых представителей этой профессии, чтобы взять у них интервью.

Главное отличие мотивационной профориентации в том, что за ребенка ничего не решают. Ему предоставляют достаточно информации, чтобы он смог самостоятельно принять решение и не боялся нести за него ответственность.

Отзывы

Консультация по выбору ВУЗа

Мы с дочкой сильно сомневались, в какой же ВУЗ ей поступать. Мне конечно хотелось, что бы выбор профессии основывался на здравом смысле. Что бы в будущем дочка была успешной и занималась высокооплачиваемой професиией.А  она наоборот, говорила: “Самое важное, что бы мне нравилось!”. Благодаря консультациям, мы не только выбрали удовлетворяющий нас всех вариант, но и наладили наши собственные отношения.

Спасибо!

Татьяна Голубева

Оставьте свой отзыв

Необходимо заполнить

Как Вас зовут? (имя, или полное ФИО)
Ваш адрес электронной почты?
У вашей компании есть сайт?
Заголовок для вашего отзыва.
Что Вы о нас думаете?
Хотели бы Вы добавить ваше фото?